Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.vsmu.by/handle/123/20379
Title: Современные риски профессиональной деятельности преподавателей высшей медицинской школы в аспекте формирования синдрома выгорания
Authors: Кульбашна, Я. А.
Кабанова, С. А.
Кабанова, А. А.
Литовченко, Н. М.
Issue Date: 2018
Publisher: ВГМУ
Citation: Современные риски профессиональной деятельности преподавателей высшей медицинской школы в аспекте формирования синдрома выгорания / Я. А. Кульбашна [и др.] // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2018. - Т. 17, № 4. - С. 90-95.
Abstract: Цель работы – определить вероятность развития синдрома профессионального выгорания у преподавателей высших медицинских учебных заведений. Материал и методы. Исследование проведено на базе стоматологических факультетов Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца (НМУ, Киев, Украина) и Витебского государственного медицинского университета (ВГМУ, Витебск, Беларусь). Лица, согласившиеся принять участие в исследовании, анонимно отвечали на вопросы анкеты, базовая часть которой представляет методику Бойко и дополнена авторами статьи с учетом социального и личностного статуса исследуемых. Ответам присваивалось определенное количество баллов соответственно фазам исследуемого феномена ("Напряжение", "Резистентность", "Истощение"). Результаты. Определено, что фаза "Напряжение" не сформирована у значительно большего (на 35%) числа преподавателей ВГМУ, и в 2 раза меньше белорусских коллег пребывают в процессе ее формирования. В фазе "Резистентность" наблюдается иное соотношение – у сотрудников НМУ эта фаза не сформирована более чем у половины исследуемых, и у каждого третьего преподавателя ВГМУ. В процессе формирования фазы "Истощение" пребывает почти в 5 раз больше преподавателей НМУ по сравнению с коллегами ВГМУ, т.е. примерно у половины исследованных сотрудников НМУ наблюдается активное развитие синдрома профессионального выгорания. Заключение. У преподавателей высших медицинских учебных заведений, независимо от региона профессиональной деятельности, существует высокая вероятность развития синдрома профессионального выгорания с незначительными отклонениями большинства показателей в исследуемых группах в различных фазах. Тенденция формирования синдрома профессионального выгорания характеризуется признаками деперсонализации, эмоционального истощения и нарушения сферы профессиональной деятельности. Отмечается обратно пропорциональная корреляция социальных аспектов жизнедеятельности исследуемых и степени выраженности синдрома профессионального выгорания.
Objectives. To determine the probability of the burnout syndrome development in teachers of higher medical educational institutions. Material and methods. The study was conducted on the basis of dental faculties of the National Medical University named after A. A. Bogomolets (NMU, Kiev, Ukraine) and Vitebsk State Medical University (VSMU, Vitebsk, Belarus). The persons who agreed to take part in the study anonymously answered the questions of the questionnaire, the basic part of which represents Boyko’s technique supplemented by the authors of this article, taking into account the social and personality status of the subjects. Their responses were assigned a certain number of points according to the phases of the studied phenomenon ("Stress", "Resistance", "Exhaustion"). Results. It has been determined that the "stress" phase is not formed in the significantly larger (by 35%) number of VSMU teachers, and Belarusian colleagues are in the process of its formation 2 times less than the teachers of NMU. In the "resistance" phase there is a different ratio – in the NMU staff this phase is not formed in more than half of the studied individuals and in every third teacher of the VSMU. There are almost 5 times more teachers of NMU in the process of the «exhaustion» phase formation as compared with their VSMU colleagues, i.e. an active development of the burnout syndrome is observed in approximately half of the investigated staff members of NMU. Conclusions. Teachers of higher medical educational institutions, regardless of the region of their professional activity possess a high probability degree of developing the burnout syndrome with minor deviations of the majority of indices in the studied groups in different phases. This tendency to form the burnout syndrome is characterized by the signs of depersonalization, emotional exhaustion and disruption of professional activity sphere. An inversely proportional correlation between the social aspects of the vital activity of the subjects and the degree of severity of the burnout syndrome is noted.
Description: ОБРАЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
СТРЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОПУСТОШЕННОСТЬ, СТРЕССОВЫЕ РЕАКЦИИ /ПСИХОЛ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ
URI: http://elib.vsmu.by/handle/123/20379
ISSN: 1607-9906 (print)
2312-4156 (online)
DOI: 10.22263/2312-4156.2018.4.90
Source: Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2018. - Т. 17, № 4
Appears in Collections:№ 4

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
vVGMU_2018_4_90-95.pdf1 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.