Please use this identifier to cite or link to this item: http://elib.vsmu.by/handle/123/17182
Title: Преподавание учения о стволовых клетках на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии
Authors: Мяделец, О. Д.
Лебедева, Е. И.
Мяделец, Н. Я.
Issue Date: 2017
Publisher: ВГМУ
Citation: Мяделец, О. Д. Преподавание учения о стволовых клетках на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии / О. Д. Мяделец, Е. И. Лебедева, Н. Я. Мяделец // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2017. - Т. 16, № 6. - С. 114-124.
Abstract: В статье обсуждается проблема преподавания учения о стволовых клетках организма. Проблема возникла в связи с тем, что за последнее время это учение обогатилось совершенно новыми и ошеломляющими данными о происхождении, строении, дифференцировке, трансдифференцировке, классификациях стволовых клеток (СК), их свойствах. Появились такие новые понятия и термины, как "ниши стволовых клеток", их "трансдифференцировка", "мобилизация" и "хоминг стволовых клеток" и др. Однако авторы учебников и учебных пособий пока с осторожностью относятся к тем новациям, посвященным стволовым клеткам, которые установлены, изучены и освещены в многочисленных научных изданиях и не спешат их освещать в учебной литературе. В связи с этим в настоящей статье изложены методические подходы к внедрению новых сведений о свойствах эмбриональных (ЭСК), фетальных (ФСК), "взрослых" региональных стволовых клеток (ВРСК) в учебный процесс кафедр гистологии, цитологии и эмбриологии, которым напрямую вменено в обязанность доносить до студентов сведения о такой разновидности клеток, как стволовые. Эти сведения достаточно успешно внедряются и будут внедряться в дальнейшем на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии Витебского государственного медицинского университета. В статье излагаются методические приемы, используемые сотрудниками кафедры по такому внедрению. Достаточно подробно освещены литературные сведения по вопросам, которые касаются свойств, строения, дифференцировки и трансдифференцировки, их ниш, регуляции этих клеток. Обсуждаются также возможности использования СК в клинической практике. Значительный объем статьи посвящен региональным стволовым клеткам взрослых индивидуумов, расположенным в различных тканях.
The article discusses the problem of teaching the theory of stem cells of the body. The problem arose in connection with the fact that recently this teaching was enriched with completely new and stunning data on the origin, structure, differentiation, transdifferentiation, stem cell classifications, stem cell properties (SC) and their classification. Such new concepts and terms as "stem cell niches", their "transdifferentiation", "mobilization", "homing of stem cells", and some others appeared. However, the authors of textbooks and manuals are still cautious about the innovations devoted to stem cells which have been determined, studied and described in numerous scientific publications and do not hasten to include this information in educational literature. In this connection, the present article outlines methodological approaches to the introduction of new data on the properties of embryonic (ESC), fetal (FSC), "adult" regional stem cells (ARSC) in the educational process at the chairs of histology, cytology and embryology, which are directly imposed as a duty to inform the students about such a variety of cells as stem cells. This information is rather successfully introduced and will be implemented in the future at the Chair of Histology, Cytology & Embryology of the Vitebsk State Medical University. The article also presents the methodological techniques used by the staff of the chair for such implementation. Literature data on the issues relating to differentiation and transdifferentiation, the structure and properties of SC and their niches, and the regulation of these cells are described in sufficient detail. The possibilities of using SC in clinical practice are also discussed. A significant part of the article is devoted to the regional stem cells located in different body tissues of adult individuals.
Description: СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ГИСТОЛОГИЯ /ОБУЧ
ЦИТОЛОГИЯ /ОБУЧ
ЭМБРИОЛОГИЯ /ОБУЧ
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
URI: http://elib.vsmu.by/handle/123/17182
ISSN: 1607-9906 (print)
2312-4156 (online)
DOI: 10.22263/2312-4156.2017.6.114
Source: Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2017. - Т. 16, № 6
Appears in Collections:№ 6

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
vVGMU_2017_6_114-124.pdf1.21 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.